Накануне прошло заседание комитета по сельскому хозяйству

Регион

В заседании принял участие спикер регионального парламента, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Андрей Кропоткин


Председатель комитета по сельскому хозяйству, землепользованию, природным ресурсам и охране окружающей среды Валерий Губаров отметил, что предлагаемые изменения в федеральный закон «О мелиорации земель» были разработаны в целях совершенствования регулирования правоотношений по оформлению прав на мелиоративные сооружения.
Как пояснил заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Сергей Мазепа, законопроект подготовлен в целях уточнения правового проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на мелиоративные работы.
Говоря о необходимости и важности решения мелиоративной проблемы, Сергей Мазепа подчеркнул, что Калининградская область, обладающая особыми природными хозяйственными условиями, находится в зоне избыточного увлажнения — на территорию региона приходится 23% всех осушаемых и 70% польдерных земель России.
Состояние системы мелиорации является одним из основных факторов по обеспечению продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса региона, территория которого защищается от затопления сложными мелиоративным комплексом.
По словам заместителя министра экономического развития, в настоящее время более половины всех мелиоративных объектов требуют реконструкции. Благодаря поддержке федерального центра в регионе проводится масштабная работа по восстановлению систем мелиорации.
«На сегодняшний день необходимо обеспечить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию прав 545 км проводящих каналов для обеспечения их реконструкции, эксплуатации и обслуживания. Однако эти объекты не рассматриваются как недвижимое имущество, поэтому эта проблему необходимо решать на законодательном уровне», - сказал Сергей Мазепа.
Отсутствие государственной регистрации прав государственной собственности на мелиоративные системы несет негативные риски, связанные с невозможностью обеспечения их эксплуатации, обслуживания и реконструкции.
Законопроектом предусмотрено разграничение на движимые и недвижимые вещи входящих в состав мелиоративных комплексов гидротехнических и других сооружений. Предлагается определить как недвижимые вещи все входящие в мелиоративные системы и взаимосвязанные между собой гидротехнические и другие сооружения (каналы, коллекторы, трубопроводы, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы и другие подобные сооружения), водохранилища и устройства, обеспечивающие создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов на мелиорированных землях.
К движимым предлагается относить дренажные системы и каналы, не являющиеся проводящими, также расположенные под поверхностью земельного участка мелиоративной системы. Законопроектом предлагается считать их принадлежностью земельного участка, в границах которого они расположены.
Что касается возможности установления публичного сервитута для размещения мелиоративных систем либо отдельных входящих в их состав сооружений и устройств, то законопроектом предлагается устанавливать сервитут на основании ходатайства государственного или муниципального учреждения/предприятия с целью размещения мелиоративных систем (либо отдельных входящих в их состав сооружений и устройств), в отношении которых отсутствуют оформленные права. Однако, такие мелиоративные объекты должны находиться на балансе ходатайствующих учреждений или предприятий.
Также проект федерального закона предусматривает возможность осуществления в упрощенном порядке государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на мелиоративные системы и отдельные входящие в их состав сооружения и устройства.
Депутат фракции «Единой России» Андрей Оноприенко поинтересовался, как планируется поступать с мелиоративными сетями, которые уже есть у собственников, а депутат Юрий Шитиков высказался в поддержку законопроекта, отметив важность регулирования статуса мелиоративных объектов.
По итогам обсуждения члены комитета рекомендовали областной Думе направить представленный проект федерального закона на рассмотрение в Совет законодателей Российской Федерации, а также профильный комитет Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.
Также в ходе заседания депутаты рассмотрели план работы комитета на 2022 год и разработанные комитетом предложения по включению в Программу законодательной деятельности областной Думы на следующий год.